Байкал — источник вдохновения

Конференция “Тропами Прибайкалья” состоялась уже в 31-й раз для детей и педагогов города Иркутска. Традиционно мероприятие прошло во Дворце детского и юношеского творчества. В этом году в работе научно-практической конференции приняли участие 103 человека. На конференции работало сразу 8 секций: Тропами Прибайкалья «Ботаника с основами экологии, «Общая экология, биология и зоология», «Водные проекты и проблемы оз. Байкал, гидробиология», «Экология и здоровье жителей Прибайкалья», «Экология родного края», «Социальная экология в Прибайкалье», «Литературно-творческая секция», «Педагогические идеи». Тематика и направленность докладов была широкой и разнообразной: возобновляемые ресурсы, байкальские эндемики, загрязнение окружающей среды, лекарственные растения. Юные иркутяне исследовали качество водопроводной воды, влияние озера Байкал на микроклимат территорий, влияние сотового телефона на умственную работоспособность, беспокоились об экологическом состоянии малых рек Иркутска, о жизни бездомных животных в городе, исследовали влияние окружающей среды на здоровье человека. Всего на конференции было заслушано 74 доклада учащихся и 14 докладов педагогов. 

Одна из наших любимых секций на конференции — литературно-творческая. Здесь ребята представляют стихи, сказки, эссе о природе родного края. Пишут юные поэты и писатели, в основном, о Байкале. Представляем вашему вниманию несколько литературных работ — победителей и призёров конференции.

Байкал как наставник

Байкал — это чудо природы, настоящий наставник и учитель для многих из нас. Это уникальное озеро не только является одним из самых глубоких и красивых  в мире, но и обладает непревзойденной способностью вдохновлять и наставлять нас во многих аспектах жизни. 

Когда мы впервые созерцаем Байкал, его величие и мощь захватывают наши сердца и разумы. Это место, где встречаются небо и вода, образуя прекрасную панораму. Озеро напоминает нам о важности стремления гармонии в нашей жизни. Байкал является уникальным источником информации и мудрости, ведь глубины озера хранят в себе несметные тайны и древние истории, которые мы можем не только изучать, но и вдохновляться ими. Также, как и Байкал, мы, люди, можем становиться источником знаний и мудрости для других. 

Подобно волнам, которые то нежно ласкают берега, то с шумом уносятся вдаль, мы можем использовать наше мастерство красноречия и умение захватывать внимание людей, чтобы покорять собственные аудитории. Байкал учит нас правильной постановке тела, уверенным движениям и взгляду. Как Байкал завораживает наше внимание своими бушующими волнами, так и наши жесты и мимика являются мощными инструментами воздействия на публику. 

Байкал всегда будет являться главным вдохновителем и наставником. мы можем быть как Байкал, можем передавать нашу историю с таким мастерством, чтобы внушить нашим слушателям веру и вдохновение. Байкал — место, где мудрость и красноречие встречаются, чтобы сиять ярче.

Любовь Беймуратова, 9 класс, школа №10 г. Иркутска

Воспоминание

По сей день с теплотой в душе вспоминаю я дни, давным-давно проведенные на Байкале. Было это в марте, белейший байкальский снежок окутывал Богом забытую деревушку. Уходящая ночная вьюга разносила вести по всему сибирскому лесу, нагоняя иней на деревья, словно стоящие на посту у поселения. По давно протоптанной тропинке уже выезжали в дорогу охотники на гордых конях. Затяжной путь не пугал скакунов, а наоборот раззадоривал дух, помогая бежать вперёд. Покрытые снегом кустики, от ветра махавшие своими веточки, будто провожали этих путешественников. На въезде в деревушку играли, гоняясь друг за другом, собачка и жеребёнок. В их игре не было вражды: они выросли вместе. По небу плыли бирюзовые облака, смотря на незначительные, на их взгляд, проблемы людей. Внезапно с крыши нашего домика пополз снег, забирая с собой черепички нашего укрытия. Мой мудрый дедушка, не раз бывавший в здешних местах, сказал мне: “Всё осыпается рано или поздно, лишь Байкал созерцает вечность”.

Марк Козлов, 9 класс, школа №10 г. Иркутска

Былина о Байкале-озере и славной лицейской дружинушке

Как во славном граде во Иркутске,
На широкой улице Тимирязевской, 
Стоят палаты белокаменные,
Лицеем Третьим называются.
Учатся там наукам разным
Добры молодцы да красны девицы.
Все пригожи, да умны, да делами хороши.
Долго ли, коротко ли, а пришло времечко,
И кликнул Отец лицея клич:
“Ой в, гой еси, добры молодцы,
Добры молодцы да красны девицы!
Пришло времечко для великих дел:
Покажите вы ваше умения
Да прославьте Лицей по граду нашему!”
Призадумались лицеисты тут,
Долго думали думу тяжкую,
Думу тяжкую да печалились. 
Не могли решить, чем прославиться 
Да добро принесть граду нашему.
Славится град Иркутск чудным озером, 
Дивным озером, что Байкалом кличется.
А водица в том озере — ой, студеная!
Ой, студёная! Да чистейшая,
Как слеза блестит вся на солнышке. 
И куда ни глянь по Руси нашей Матушке — 
Не найдёшь воды прозрачнее!
Да не все безоблачно на великом озере:
Понавадился народ всяческий
По брегам Байкала стоянки бить
Да резвиться там и куражиться.
Одни правильны да порядочны,
Уберут за собой — любо, дорого.
А другие, басурманы бессовестны,
Побросают всё да повытопчут,
Уничтожат природой что создано.
От бесчинств таких Байкал-батюшка
Хмур-печален, болеет-недужится.
Стонет лес вокруг, зверь печалится.
Как Байкалу помочь, морю славному,
Ведь терпенье природы не вечное!
И решили лицеисты да умные
Создать дружинушку волонтерскую, 
Чтоб дружинушка та очистила 
От всякой нечисти мусорной озеро. 
А Байкал-батюшка им пошептывает:
“Божья помощь вам, люди добрые!”
И дружина та волонтёрская
Уж трудилась-старалась без устали,
Много дней с утра да до вечера.
Банки, склянки все повывертывали, 
Все пакеты да мусор повыметывали, 
Да обошли берег весь да почистили,
Да собрали они сто пудов всякой нечисти.
И пошла тут по славному озеру 
От берега к берегу волна радостна —
Улыбнулся Байкал волонтёрам тем.
И прославились добры молодцы, 
Добры молодцы да красны девицы
Делом добрым и нужным всем.
А на озере оставили памятку —
“Не сори — береги Байкал-озеро”.

София Штагаева, 6 класс, лицей №3 г. Иркутска