«Воробышек» – тату в моем сознании

Я вела ужасную жизнь, это правда. Но также — жизнь изумительную. Потому что, прежде всего я любила её — жизнь. И любила людей: моих возлюбленных, моих друзей, а также незнакомцев и незнакомок, составляющих мою публику, для которой я пела, часто превозмогая себя, для которой хотела умереть на сцене, допев свою последнюю песню.

Эдит Пиаф

Сегодня я расскажу о «Воробышке». И сделаю это словно тату в своем сознании. Тату — как символ на первый взгляд маленького, но на самом деле большого.

«Воробышек» — современный пластический спектакль о жизни Эдит Пиаф режиссера-постановщика Владимира Лопаева и студентов четвёртого курса вида «Актёр драматического театра и кино» Иркутского театрального училища. На сцене учебного театра студенты выпускного курса в пластике рассказывают о юных годах Эдит, об исцелении от слепоты, о том, как юная певица покоряла Париж, о ее возлюбленных, о музыке и сцене, и о тех движущих силах, что помогали преодолеть самые страшные беды.

Мне хочется назвать этот спектакль пластической драмой, в которой в течение часа динамично, эмоционально и драматично раскрывается звездная, и в тоже время трагическая биография известной французской певицы. Идея спектакля — показать Пиаф на всех этапах жизненного пути. Раскаявшейся в своих искушениях и прегрешениях: пристрастиях к наркотикам, алкоголю и мужчинам. И в тоже время искренней, глубоко любящей — такой, какой она была и на сцене, и в жизни. Все так, как говорила сама Пиаф: «Моя жизнь была отвратительной, это правда. Но моя жизнь была и восхитительной. Потому что я любила прежде всего ее — жизнь. И потому я любила людей, своих друзей, своих любовников. Но я любила и незнакомых, из которых состояла моя публика — та, для которой я пела, для которой хотела умереть на сцене вместе с последней песней своей…»

На мой взгляд, в этом спектакле режиссеру и артистам–студентам удалось добиться высокого творческого понимания и ясно выразить задуманные коды и идеи через внутреннее состояние актёров: их глаза и лица, их выразительную пластику и энергию. В исполнении Екатерины Финк ты видишь надрыв от полученных ударов судьбы, и образ этой Пиаф останется в моем воображении. Ты смотришь на чуть развернутые внутрь и судорожно переминающиеся стопы артистки играющей закат жизни Пиаф, и тебе в голову не приходит подумать, что это Даша Щербакова и ей всего 20 лет.

Весь спектакль ты находишься в общем ритме с актерами, под их магическим воздействием, веришь им, и принадлежишь им. Удивительно, что они могут передавать характер персонажей, их настроение и эмоции через движения так, чтобы это было понятно и интересно зрителю. Впечатляет единая стилистика постановки: минималистские, но функциональные элементы декораций, мрачность освещения, лаконичность костюмов.

Освещение, костюмы, образы и декорации находятся в равновесии. Например, такой элемент как газеты. Одни и те же газеты в разных сценах отражают разные смыслы: успех признания, сплетни и слухи, шумиху и мусор жизни. Но самое важное равновесие – это баланс драматического и хореографического мастерства. Согласно жанру постановки, спектакль насыщен пластическими эффектами. На протяжении всего действия мы не слышим от актеров ни одного слова – только волшебство их движений.

Этот спектакль – вспышка, такая же яркая и быстрая. От чего становится грустно. Такова судьба дипломных спектаклей. Ребята-артисты выпустятся из училища, но я очень надеюсь, что жизнь спектакля продлится и дальше: на сцене театра режиссера Владимира Лопева или на любой другой сцене. Это современная постановка с фестивальным потенциалом, с кросс-культурным кодом. «Воробышек» со мною навсегда – это точно! Потому что, как показывает нам биография Эдит Пиаф, неизвестное и малозаметное может стать великим. И, глядя на ребят, я в это верю.

Анна Миронова, 14 лет, ученица Школы журналистики и блогинга «Медиасмена», Иркутск