Театр новый и старый

Чего скрывать: у театра с современными подростками отношения напряжённые. Чаще всего туда водят школьным строем. «Вы ходили со своим классом в театр?» — спрашиваю учителей. «Ооооой!» — глубокий вздох преподавателей. «Как вам юный зритель?» — интересуюсь в иркутских театрах. «Разный… — слышу дипломатичный ответ. — Бывает благодарный, бывает не очень…». И всё-таки худо-бедно, но отношения складываются: молодое поколение в театр ходит, спектакли смотрит, селфи в холлах делает, потом даже вполне самостоятельно возвращается. Театры в свою очередь ставят пьесы, проводят фестивали, придумывают разнообразные площадки. И ждут своего юного зрителя. Что такое современный театр и зачем он нужен — в нашем материале.

Если зритель поверил театру, то это надолго

Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова

Старейший в Иркутске. С вековой историей, эффектным зданием и великолепным убранством. Величие Иркутского драмтеатра слегка придавливает даже самых юных и самых неугомонных. Репертуар соответствует. В его основе — постановки по произведениям классических авторов: Распутина, Горького, Достоевского, Пушкина, А. Толстого, Булгакова, Грибоедова, Шекспира, и пьесы современных (но от этого не менее классических) писателей: Арбузова, Розова. Каждый спектакль — это хорошая содержательная литература с её живым и образным словом, это глубокое постижение артистом его роли, это зритель, готовый воспринимать сложную литературную основу спектакля.

— Театр в своей основе — элитное искусство, — говорит Станислав Мальцев, главный режиссёр Иркутского драмтеатра. — Это то место, где происходит непростая работа души, сознания. Театр, как и хорошая литература, решает вечные вопросы: кто я есть, для чего я живу, где моё место в мире, каковы мои взаимоотношения с этим миром. И эти вопросы важны для молодёжи. Театру много раз предрекали смерть, но этого, конечно, не будет. Искусство необходимо человеку, потому что оно созидает.

Чем больше вокруг нас виртуального, тем больше будет тянуть к живому общению.
А театр даёт возможность такого общения. 

И всё же театр меняется. Правда, в отношении драматического театра эти изменения можно назвать эволюционными, то есть постепенными. В постановках современных драматургов театр говорит со своим зрителем на современные темы современным языком. Всё большую популярность завоевывают спектакли камерной сцены, где есть свобода режиссёрской воли, и новаторские театральные проекты вроде «Другая сцена — другие спектакли». Оставаясь в русле традиционного академического искусства, театр подвижен и находится в постоянном поиске нового.

— Современные молодые люди лучше и быстрее воспринимают визуальный ряд, — говорит Станислав Мальцев. — Это как раз про театр. В нынешнем дефиците живого общения, театр даёт возможность такого общения, даёт возможность пережить настоящую эмоцию, сопереживать актёрам. А чем больше вокруг нас виртуального, тем больше будет тянуть к живому.

Всё решает музыка

Иркутский областной музыкальный театр имени Н. М. Загурского

Иркутский музыкальный театр — для тех, кто любит музыку и танец. Конечно, это совсем не про то, что звучит у тебя в наушниках. Театр всё-таки. Рэпу здесь не место. Хотя как знать! Если режиссёр спектакля и дирижёр сочтут нужным, будет и рэп. Музыкальный театр, как и все театры Иркутска, не отвергает ничего нового. Другое дело, что и революций здесь тоже никто не совершает, новаторство в классическом музыкальном театре бережное и осторожное. Проявляется оно и в игре актёров, и в режиссёрских замыслах, и в написании музыки для спектаклей.

— Даже в оперетте, классическом жанре музыкального театра, сейчас немного другой «состав» музыки, — комментирует музыкальный редактор театра Людмила Негода. — Любители оперетты могут услышать в нашем театре как классические образцы этого жанра, так и что-то более эксклюзивное. Со сцены музыкального сегодня звучит и джаз. Среди молодых людей большой популярностью пользуются такие жанры, как рок-опера, рок-мистерия, рок-мюзикл.

Музыка и танец не имеют возрастов,
на их языке говорят все поколения.

Воспитание музыкального вкуса (а это одна из задач театра) — непростая миссия. И несмотря на то, что в репертуаре постановки разных жанров, все они построены на хорошей, как здесь говорят, «крепкой» драматургии. Поэтому зритель в музыкальный театр приходит разный: и влюбленный в классику, и тот, кто ждёт чего-то нового.

— Мы, как и любой театр, растим своего зрителя, — говорит Людмила Негода — У нас есть спектакли для самых маленьких, это в основном музыкальные сказки. Ведь дети в самом маленьком возрасте должны очароваться театром, чтобы прийти потом. Есть рок-оперы и мюзиклы, которые любит молодёжь. Есть оперетты и музыкальные комедии, которые предпочитает старшее поколение. А есть семейные спектакли, где будет интересно и тем, и другим. Музыка и танец ведь не имеют возрастов, на их языке говорят все поколения.

Нужно узнать театр, почувствовать, понять, а принять или нет — дело каждого

Иркутский театр юного зрителя имени А. Вампилова

Театр юного зрителя — это то, что, как говорится, доктор прописал, для развлечения самых молодых представителей человечества. Вот здесь-то и хеви-метал со сцены должен быть, и разнообразные эксперименты с подачей материала, и самый молодой состав актёров, и молодёжные проблемы в полный рост. И всё это есть! Даже хеви-метал. Правда, дозированно. То есть там, где нужно, и в умеренном количестве. Потому что, считают тюзовцы, идти на поводу у юного зрителя нельзя, да и не получится. Иначе получится хаос. А так нельзя. Всё-таки театр. Поэтому репертуар ТЮЗа — это спектакли по Распутину, Вампилову, Горькому, Тургеневу, для самых маленьких постановки по сказкам Андерсена, Бажова, Маршака, Пушкина. Но несмотря на «классичность» репертуара, у театра для своего юного зрителя множество сюрпризов. Классика здесь часто «осовременивается»: рассказывая сюжеты, написанные много лет назад, актёры одеты в современные джинсы, выезжают на сцену на роликах, а в конфликте отцов и детей требуют купить им смартфон.

— В традициях иркутского ТЮЗа — спектакли на основе хорошей классической литературы, — говорит специалист по связям с общественностью Любовь Васильева. — Но решить это можно по-разному. Все мы любим пробовать что-то новое: новую кухню, путешествия в новые места. И в театре часто хочется посмотреть что-то необычное. Поэтому в некоторых спектаклях со сцены сегодня звучит современная речь, современная музыка, актёры поют рок-арии. Классические постановки решены в современной стилистике.

Подростки более требовательны, более динамичны. Это и понятно, у них ритм жизни такой. С ними больше работы, но и отдача более сильная.

Кроме этого, театр юного зрителя, как и многие другие, имеет малую сцену, предназначенную по большей части для экспериментальных спектаклей. Здесь ставятся пьесы современных авторов и даже названия постановок (например, «В контакте») говорят о том, что разговор на сцене будет созвучен мыслям и настроению молодого зрителя.

— Самый наш благодарный зритель — лет до десяти, — смеются тюзовцы. — Дети смотрят на всё в театре широко открытыми глазами и с удовольствием погружаются в сказку, которую создают для них на сцене. Подростки более требовательны, более динамичны. Это и понятно, у них ритм жизни такой. С ними больше работы, но и отдача более сильная. Если им понравился спектакль, на который они пришли классом, на другую постановку они часто приходят уже самостоятельно, с друзьями. Это значит, что театр прочно вошёл в их жизнь.

Театр — это всегда спорно

Центр современного искусства "Новая драма"

Неожиданным стало само появление в Иркутске нового театра. Несколько лет назад группа молодых актёров, собравшись с мыслями и скинувшись деньгами, организовала театральный центр под названием «Новая драма». Своими силами ребята отремонтировали подвальное помещение в жилом доме, закупили кое-какое театральное оборудование и вот вам, пожалуйста, — новый иркутский театр. На вопрос: «Зачем оно вам было надо?» новодрамовцы отводят глаза, улыбаются и жмут плечами.

— Мы не знали, примет ли вообще иркутский зритель такой формат театра, — говорит режиссёр «Новой драмы» Вадим Карионов. — Но посчитали, что раз в столицах России и в других крупных городах такие театры существуют, почему бы и Иркутску не присоединиться к ним. Мы стараемся дать зрителю то, что он не увидит на сценах других иркутских театров.

Молодёжи сейчас, конечно, нужно разнообразие выбора

В репертуаре «Новой драмы» постановки по произведениям Ерофеева, Данилова, М. МакДонаха, А. Иванова — современных драматургов, имена которых неискушённому зрителю иногда даже неизвестны. Часто такую драматургию называют спорной, впрочем как и всё и новое. Но смотреть её рекомендуем обязательно, потом, возможно, учиться понимать, а потом уже можно и поспорить. Любителей современных театральных экспериментов среди иркутян довольно много, маленький зал театра часто не может вместить всех желающих.

— Мы думали, что нашим основным зрителем будут подростки, потому что они любят всё новое и необычное, — говорит Вадим Карионов. — Но средний возраст нашего зрителя сейчас — 30-35 лет. Недавно приходили три пожилые дамы. Мы ожидали однозначную реакцию — не понравится! А они вышли после спектакля и сказали: «Мы тоже такими были! Всё правильно!». И молодёжи сейчас, конечно, нужно разнообразие выбора. Они вон какие умные! Приходишь на выставку современного искусства, ничего не понимаешь, а они стоят, обсуждают, говорят умные и правильные вещи.

Разному зрителю нужен разный театр. И Иркутск в этом смысле оправдывает ожидания. Иркутские театры непохожи друг на друга, как представители разных рас. У каждого из них своё лицо и своя жизнь. Есть только одно общее — каждый из них готов сделать своего зрителя богаче. На мысли, чувства, ощущения и эмоции. Хотите проверить? Добро пожаловать!

Фотографии с официальных сайтов и страниц в социальной сети «ВКонтакте» Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова, Иркутского областного музыкального театра им. Н. М. Загурского, Иркутского театра юного зрителя им. А. Вампилова, центра современного искусства «Новая драма».