Хочет читать «Сумерки», пусть читает «Сумерки»

Денис Васильевич Исаков — учитель русского языка и литературы в гимназии № 2 города Иркутска. Профессия довольно распространенная. Но кроме этого, Денис Васильевич — победитель конкурса «Лучший учитель года» в городе Иркутске. В Год педагога и наставника мы не смогли, что называется, «пройти мимо» и попросили лучшего учителя города поговорить с нами о защите русского языка, современных подростках и «шнурках в стакане».

Денис Васильевич, недавно приняли Закон о защите русского языка. Как вы считаете, русский язык нуждается в защите?

Я понимаю, почему ввели такой закон. Думаю, что законотворцы хотят показать, что мы должны беречь наш язык. Согласен, должны, но тоже в разумных пределах. Ещё Пушкин смеялся над адмиралом Шишковым, который предлагал все иностранные слова заменить русскими. Русскому языку уже столько веков, что его не нужно защищать, он сам прекрасно со всем справится. Не вполне он саморегулятивен, но он способен принимать то, что нужно, и выкидывать то, что не нужно. Не было раньше слова «лётчик», ему не больше ста лет. Жили без него, потому что не было такого человека, который бы летал. Потом Александр Блок придумал слово «летун», а Велимир Хлебников — «лётчик». Прижилось же слово и теперь кажется абсолютно нормальным. Наш мир быстро изменяется, появляются новые вещи, события, явления. Аналогов нет, поэтому мы берём заимствованное слово и часто делаем его своим. Например, есть Skype — программа для видеозвонков. Слово заимствованное. Но при этом у нас есть глагол «скайпиться», у него мы можем определить абсолютно все признаки глаголов, то есть технически это уже абсолютно русское слово. Исчезнет программа — забудется слово. Так что язык прекрасно справляется: он берёт новые слова, выкидывает старые. Если мы попытаемся сделать язык закрытой системой, это ему только навредит.

Вы можете сказать: «Я буду мастером по маникюру. Зачем мне русский язык? Я объясняю хорошо». Но даже как мастер по маникюру ты будешь писать сообщение клиенту, выстраивать рекламное объявление. А я, обычный человек, прочитаю и скажу: «Боже! Если ты русскому не научилась, значит, возможно, и ногти-то делать не умеешь». Доверия к этому источнику нет и отношения серьёзного тоже не будет.

Молодёжный сленг Вас тоже не пугает?

Ой, ну слушайте, мне тоже было пятнадцать лет, я тоже говорил странные вещи. Ну и что? Их уже никто не вспомнит.

Например, «шнурки в стакане»…

Ну это вообще обожаемый штамп наш. Почему-то казалось всем в нулевые, в конце девяностых, что мы говорим про родителей — шнурки в стакане [сленговое выражение, означающее «родители дома» — прим. ред.]. Мы так не говорили. Максимум — предки. В русском языке есть слова «папа» и «мама». И так всё коротко и ёмко. А сленг был, есть и будет всегда, но, взрослея, люди перерастают его. Так что беспокоиться не о чем.  

К Гоголю и Толстому нужно идти постепенно

Часто люди, которые говорят и пишут неправильно, спрашивают: «Зачем мне писать правильно? Ну ты же меня и так понял!»

Ух! Я очень люблю фотографировать ошибки и показывать их детям, чтобы им объяснить, что русский язык есть везде, он нужен всегда и всем. Из недавнего примера: я листал ленту «Вконтакте», мне попалось рекламное объявление. Обычно я их не читаю, это называется баннерная слепота, когда человек вырабатывает «иммунитет» против рекламы, где бы она не была, он не видит, что написано. А тут я внезапно понимаю, что читаю рекламу, которая приглашает меня на концерт Клавы Коки. Я думаю: «А почему я его читаю? Вроде не должен был…» А это мне подсознание сигналит о том, что здесь что-то есть. Читаю внимательно и понимаю: ошибка, не хватает мягкого знака в глаголе. Вы можете сказать: «Я буду мастером по маникюру. Зачем мне русский язык? Я объясняю хорошо». Но даже как мастер по маникюру ты будешь писать сообщение клиенту, выстраивать рекламное объявление. А я, обычный человек, прочитаю и скажу: «Боже! Если ты русскому не научилась, значит, возможно, и ногти-то делать не умеешь». Доверия к этому источнику нет и отношения серьёзного тоже не будет.  Или вот ещё пример: у меня мама живёт в селе и периодически отправляет скриншоты их сельского чата с объявлениями. А там иногда даже не сразу можно понять, что человек хотел сказать, — так много ошибок. Я их показываю детям и даже вместе мы иногда с трудом разбираем. Вот за этим нужно учить русский язык: чтобы вы, как минимум, себя на посмешище не выставляли, чтобы люди смогли вас понимать и чтобы ты мог понимать других. Это очень важно и это самое простое.

Тогда такой вопрос: как подружиться с русским языком?

Признать, что у меня беда — это уже начать бороться. Один из действенных способов читать. Есть такая вещь, как читательская грамотность, или врождённая грамотность, или лингвистическое чутьё. Пишешь слово на автомате правильно, иногда даже не можешь объяснить, почему именно так. Когда много читаешь, подсознание запоминает, как должно быть написано, а потом подсказывает. Надо просто начать читать.

Классику?

Любые книги.

Вообще всё что угодно? Какой-то необычный совет от школьного учителя…

Путь к постоянному чтению можно начинать с любых книг. Если пятнадцатилетний человек хочет читать «Сумерки», пусть он читает «Сумерки». «Голодные игры»? Пожалуйста. Донцова? Нормально. Надо от него отстать. Он не готов ещё к Гоголю или Толстому. К ним нужно идти постепенно. А пока человек нарабатывает вкус к чтению как к процессу. Со временем ему просто надоест читать Донцову, он захочет что-то поинтереснее, посерьезнее. И так вот он пойдёт к чему-то высокому, немассовому.

Я вижу свою задачу в том, чтобы познакомить своих учеников с авторами-классиками, с их произведениями, объяснить суть книги, оставить эмоциональный след. Например, я называю «Мёртвые души» финансовым триллером, книгой о финансовых махинациях. Это ведь по сути так и есть. Даже если ребенок не прочитает книгу сейчас, будучи взрослым он, возможно, захочет к ней вернуться, благодаря такому «определению».

С чего начался Ваш путь в литературу?

С мифов Древней Греции. Были такие в детском изложении, оформленные полукомиксами… Как-то они меня заинтриговали. И ещё хорошо помню, что у меня была книжка про монстров и привидения. Я её очень любил читать и всегда дико боялся этих персонажей! Странное сочетание )))) И страх меня никогда не останавливал. Я боялся и чувствовал, что мне нужно читать. Спасся я тем, что подарил её другу. Он был бесстрашный, поэтому ему было нормально ))) Но вот это впечатление от книги я помню до сих пор.

Говорят, что современные подростки мало читают…

Мне кажется, молодёжь читает как всегда. СССР называют самой читающей страной. Мы не можем опровергнуть эту гипотезу. Но и подтвердить её тоже не можем. Как статистически измеряется чтение? По количеству купленных книг? Во многих семьях были большие библиотеки, где стояли выписанные по почте собрания сочинений наших и зарубежных классиков. И никто никогда в этих семьях не открывал ни разу ни одну из книг. Купить книгу — не значит её прочитать. Мы говорим: подростки не читают. Как мы можем это измерить? Они сидят в телефонах? Так там прекрасно можно читать книги. И это будет процесс ничуть не хуже чтения бумажной книги. Ситуация с чтением не такая страшная, как кажется. Есть другая проблема. У нас много детских книг, потом начинается хороший «куст» литературы для 15-16 лет, а вот промежуток с пятого по седьмой-восьмой класс мало чем заполнен. Здесь уже не дети, чтобы читать сказки, но и про любовь им ещё не особо-то интересно. Получается, что ребята «теряют» привычку читать, потому что не находят ничего для себя. И в старшем возрасте она может к ним уже не вернуться.

"Мертвые души" — финансовый триллер позапрошлого столетия

Вы как-то мотивируете своих учеников на чтение?

Стараюсь придумывать разные уловки, «крючки». Классическая литература сложна для массового чтения, поэтому я вижу свою задачу в том, чтобы познакомить своих учеников с авторами-классиками, с их произведениями, объяснить суть книги, оставить эмоциональный след. Например, я называю «Мёртвые души» финансовым триллером, книгой о финансовых махинациях. Это ведь по сути так и есть. Даже если ребенок не прочитает книгу сейчас, будучи взрослым он, возможно, захочет к ней вернуться, благодаря такому «определению».

Дети ведутся на ваши уловки?

Есть интереснейшая история. Был такой класс у меня, в котором, мягко скажем, средняя оценка была три. В учёбе просто беда. Но зато люди хорошие )))) И вот одна девочка, которая писала очень плохо, начала вдруг читать толстенные книги. С чего вдруг такая тяга к чтению? Я начал её расспрашивать. Что ты читаешь? Она мне рассказывает о произведении и я понимаю, что это трилогия. И девочка читает уже третью книгу. Я спрашиваю про две предыдущих, она говорит: а те две ещё больше. Оказалось, вся история с этими книгами началась с моего рассказа про новеллы Эдгара По. Я очень люблю этого автора. И на уроке я детям рассказывал о какой-то новелле и остановился на самом интересном месте. Девочка заинтересовалась, прочитала книгу, но ей было мало. И она вбила в интернете в поисковик «книги в стиле Эдгара По». Так она вышла на эту трилогию. Теперь она читает больше, чем мы по школьной программе.

Как вам кажется, дети вас любят?

Не знаю. Такой вопрос, который… меня всегда смущает. Как измерить детскую любовь? Они говорят: «Вы лучший учитель в мире!», потому что я, допустим, задал устную домашку. А потом, когда получают двойки, уходят из класса демонстративно не прощаясь. Любовь ли это? Не знаю… Не могу ответить.

Но ведь однажды на квизе команда ребят из гимназии назвала себя «Дети Дениса Васильевича». Это разве не любовь? ))))

Это очень приятно )))

Расскажите о конкурсе «Лучший учитель года» в Иркутске. Что он вам дал?

Он мне помог запустить себя. Я чувствовал, что хочу меняться. Мне казалось, что я реализуюсь процентов на 60. А ведь есть ещё потенциал. Конкурс помог открыть дорогу вперёд. Теперь я стараюсь быть лучше не потому, что у меня есть определенное звание, а потому что это действительно интересно. Я стараюсь разнообразить подходы к обучению даже в каких-то самых простых вещах. Завтра у меня шестые классы пишут диктант, хочу взять какой-нибудь текст про Иркутскую область. Сейчас мы проходим деепричастие. Я дал задание написать рассказ «Один день из жизни бабра» и добавить туда два деепричастных оборота и два причастных оборота. Вы же хотели побывать на уроке? Вот сейчас послушаете, что они насочиняли )))) Недавно мы проходили Гоголя «Тарас Бульба». И вместо темы «Образ Тараса Бульбы в одноимённым произведении Гоголя» я написал цитату «На что мне эти горшки?». Вроде бы простая вещь, но и мне было интересно, и детям понравилось. Они сразу оживились: что это? к чему это? что мы будем проходить? какие горшки? А после занятия дети рисовали постеры по теме и на одном из них — на переднем плане разбитый горшок. Мне кажется, и для детей теперь это не просто текст из книжки, это другое понимание, когда ты как-то покреативил, по-другому подошел к произведению, оно становится твоим. А если литература становится твоей, личной, значит, задача педагога решена.

Блиц

Ваша любимая книга?
Самый сложный вопрос. Ну если не думать долго, то пусть будет «Война и мир». Я наслаждаюсь каждой страницей.
Если у вас появится два часа свободного времени, то Вы…
Часик поиграю в видеоигры, остальное время — семье.
А в какую игру Вы будете играть?
Я заядлый геймер. У меня большая библиотека PlayStation 5. Я играю в Skyrim 10 лет. Игра невероятная!
Вы следите за новинками?
Да. Последняя игра, которую мы купили с супругой, — Хогвартс. Жена у меня — большая фанатка Гарри Поттера, но играть не хочет. Поэтому я играю, она смотрит )))
Любимое место отдыха?
Дом.
Вы бы хотели написать книгу?
Раньше я писал. Почти все филологи пишут что-то. Потом они понимают, что это чушь и перестают ))) Когда я читаю книги по педагогике, мне нравится, как учителя делятся опытом. Может и мне что-нибудь сделать такое…

Иван Шульгин, 16 лет, Школа журналистики и блогинга «Медиасмена», пос. Мамоны

Фотографии предоставлены Денисом Васильевичем, в оформлении обложки использованы иллюстрации с сайта freepik.com