Спасателями не рождаются

— А что ребята делают там? — взмахиваю я рукой почти под потолок огромного купольного здания.
— Они должны спустить одного человека из группы в этот большой короб — это имитация шахты — и достать оттуда пострадавшего, а потом транспортировать его вниз, на «землю» на носилках, — разъясняет мне Дмитрий Николаевич Филимонов, спасатель первого класса Никольского поисково-спасательного подразделения МЧС.
— У меня голова кружится даже если я просто туда смотрю! Какая там высота?
— 12 метров…
— Это же примерно… Четвёртый этаж дома!
— Ну это не самая большая высота. На «Маршруте выживания» ребята старшей группы спускались в пещеру вниз на 18 метров.
Пока мы беседуем с Дмитрием Николаевичем (в обычной жизни он спасатель МЧС, а сегодня судья), ребята на двенадцатиметровой высоте борются за прохождение одного из этапов всероссийских соревнований «Школа безопасности».

На торжественном открытии

«Школа безопасности» — соревнования между подростками, которые занимаются в кружках и секциях по профилю безопасности жизнедеятельности и спортивного туризма. Соревнования проводятся почти ежегодного (был «ковидный» перерыв) на всей территории России и имеют обычную восходящую схему: сначала муниципальные, потом региональные, а затем уже всероссийские. Организатором выступает Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, помощником и организатором на «местах» — управление МЧС по региону. В этом году всероссийские соревнования впервые принимала Иркутская область. Поэтому основные организаторские функции на себя взяло главное управление МЧС по Иркутской области. А функций этих было очень и очень много: встретить команды, всех разместить, организовать трансфер между точками соревнований, кормить и обогревать участников, собрать и обучить судейскую команду. И это не считая подготовки самих этапов конкурса.

Для участия в мероприятии к нам приехали команды из 8-ми федеральных округов России. От каждого округа могли присутствовать две команды — в старшей возрастной группе (дети 15-17 лет) и младшей (13-14 лет). Всего участвовало 16 команд (из Иркутской области — три команды в двух возрастных группах), 144 ребёнка и 36 сопровождающих взрослых. В каждой команде было до 10 человек: 8 детей, из них минимум 2 девушки, и 2 сопровождающих взрослых.
Соревнования «Школа безопасности» длились десять дней, с 18-го по 28 июля, и включали в себя несколько видов: «Комбинированная пожарная эстафета», «Полоса препятствий», «Маршрут выживания», «Поисково-спасательные работы», «Комбинированное силовое упражнение». Кроме того, ребята участвовали в конкурсе на лучшую визитную карточку, стенгазету, в квест-игре «Заповедное Прибайкалье». Соревнования проходили в Иркутске, Большом Голоустном, в Листвянке, на базе МЧС в посёлке Никола, на горнолыжном комплексе «Истлэнд».
Побывать на всех этапах соревнований для журналистов Teenager’а было невозможно. Даже физически. Один только «Маршрут выживания» проходил по большой байкальской тропе: это 4 дня и 50 км пути. Но кое-какие виды соревнований нам посетить всё-таки удалось.

Я в пожарные пойду, пусть меня научат

В первый же день ещё до торжественного открытия в городе Иркутске на стадионе «Труд» состоялись соревнования по виду «Комбинированная пожарная эстафета». Ребята демонстрировали знания и умения, связанные с тушением пожара. Нужно было на скорость за 40 секунд надеть «боёвку» — пожарную форму, преодолеть туннель и забор, пробежать с пожарными рукавами по специальной доске, которая называется «бум», подключить рукава и «затушить пожар». Самым зрелищным было тушение пожара. Естественно, никто не собирался разводить огонь на главном стадионе Иркутска. Проверяли ребят весьма необычным способом. Последнему участнику эстафеты нужно было подключить рукав (толстый шланг) к пожарному стволу и мощной струёй воды попасть по мишени — красной кнопке, расположенной на баке с водой. И не просто попасть, а держать с помощью струи эту кнопку нажатой. Тогда из бака выливалась лишняя вода и «пожар» считался потушенным.

В эстафете участвовала вся команда: на каждом этапе — один участник. Одновременно стартовали две команды. За выполнением задания на каждом этапе наблюдали судьи — профессиональные спасатели, работающие в МЧС Иркутской области, спортсмены в дисциплине спортивного туризма.

— Подготовка к соревнованиям была очень мощной. В том числе в вопросе судейства, — комментирует главный судья соревнований Алексей Владимирович Дегтярёв. — Все судьи у нас профессиональные спасатели, некоторые в прошлом воспитанники «Школы безопасности», а также люди, профессионально занимающиеся спортивным туризмом. Нам предстоит очень важный этап — четырехдневный маршрут по Большой байкальской тропе, где дети будут не просто идти с рюкзаками, но ещё и выполнять различные задания. На каждом этапе существует свой утвержденный регламент судейства. Всю судейскую команду мы обучили перед соревнованиями, провели специальный семинар, судьи даже сдавали зачёты.

Маршрут выживания

Большая байкальская тропа — маршрут для сильных и выносливых. Чтобы пройти 50 км пешком, нужна подготовка, выдержка, смелость и сила характера. Длинный маршрут, постоянные подъемы и спуски, скальные прижимы, близость тайги (и диких зверей) – это только малая часть трудностей, которые поджидают туриста на этом пути. Из радостей, конечно, тоже много всего: великолепные виды Байкала, удивительная сибирская природа, проверка собственных физических возможностей и силы духа. Иркутяне и гости Байкала обычно проходят часть тропы — от Листвянки до Больших Котов, а то и вовсе небольшой кусочек — от одного спуска к воде, куда их подвозят на корабле, до другого.

Для участников соревнований всё было гораздо сложнее. Все без исключения группы шли полный маршрут — от Большого Голоустного до Листвянки, несли рюкзаки с палатками, спальниками, туристическим снаряжением, которое нужно было для прохождения этапов этого вида соревнований. Да-да! Задачей ребят было не просто дойти от одной точки до другой (что само по себе, на мой взгляд, подвиг!), но и выполнить задания, подготовленные для них сотрудниками МЧС. А заданий этих было великое множество! Преодоление перевалов, переброс моста (бревна) через овраг, спуск в 18-ти метровую пещеру, вождение плавсредства по Байкалу. Попутно ребята «спасали» «пострадавших» где только возможно: на скалах, в лесу, из воды.

Почти все этапы имели три уровня сложности: меньший – здесь надо было просто пройти препятствие, например, спуститься по крутому склону, средний — спуститься по склону с применением туристического оборудования, высокий – транспортировать по этому склону пострадавшего. Кроме этого, были ещё и нетехнические задания: определить по фотографии растение, снять мешок с продуктами с дерева, прочитать топографическую карту, передать информацию на расстоянии. В общем, фантазия взрослых разгулялась на полную! Не подкачала и сибирская природа: в один из дней на маршруте ребят с утра до ночи поливал дождь.

Пол — это лава

— Что-то ребята там долго… Какие-то сложности? — спрашиваю я у Дмитрия Николаевича. Мы поднимаем взгляды на верх 12-метровой шахты.
— Вряд ли они пройдут этот этап. Забыли грегори — спусковое устройство. Не могут поднять пострадавшего из шахты. И время выходит.
Через несколько минут уставшие и поникшие ребята снимаются с этапа…

К покорению шахты приступает следующая команда. Для начала им нужно пройти в буквальном смысле по стене – вдоль, а затем наверх. Каждый шаг на пол — штрафное очко. Пол — это лава! Или пропасть. На вершине шахты ребята быстро отрабатывают спуск спортсмена вниз: привязывают и закрепляют на нём и перилах какую-то немыслимую кучу веревок и крючков. Внизу участнику нужно закрепить веревки вокруг пострадавшего и подняться самому. От того, как быстро и профессионально сработает этот спортсмен, зависит результат команды. Ведь потом пострадавшего командой укладывают на акью — специальные носилки — и спускают вниз. На всё про всё — 40 минут.

Болеть за ребят — очень переживательное занятие. Поэтому я отвлекаюсь на разговор с 14-ти летним Женей Терещенко из посёлка Новобурейск Амурской области. Именно его команда «Амурский экипаж» трудится сейчас над спасением пострадавшего из шахты. Женя на этом этапе оказался «запасным» и уступил место тринадцатилетней Ане. Аня с подругой закрепляют веревку для спуска носилок вокруг столба. «И откуда столько силы в них? — думаю я, глядя на девчонок— Сами-то вон чуть толще этой веревки…»

— Переживаю, конечно, за своих, — говорит Женя. — У нас в Новобурейске нет скалодрома, мы ездим тренироваться в соседнее село Соловьевск. А так нам всем очень нравится заниматься спортивным туризмом. И здесь очень круто всё организовано, интересные этапы, задания.

— Уровень соревнований на высоте! — говорит сопровождающий команды «Амурский экипаж» Алексей Иванович Братишко. — К детям относятся даже, я бы сказал, чересчур внимательно. Всё очень хорошо продумано, грамотная логистика, виды соревнований разнообразны. Дети здесь многое впервые проходят. Для них это колоссальный опыт! Плюс общение, впечатления. Они приедут домой совсем другими детьми.

Cпасение утопающих — дело рук спасателей

— Соня! Соня, переступай на другую льдину! Не ударьте пострадавшего лестницей!

На некоторых этапах тренерам команд разрешалось помогать детям советами. Относилось это и к соревнованиям по виду «Поисково-спасательные работы», а конкретно к действиям детей на воде. Программа этого этапа тоже была насыщенной. Команде нужно было: 

По «льдинам» — большим плавучим пластинам — дети несли манекен, а в воде в теплом гидрокостюме их помощи ждал вполне живой человек. Тренеры переживали на берегу и на максимальном напряжении голосовых связок давали подсказки.

— Ещё раскачивай! Сильнее! Вёсла не потеряйте!
— Нервная у Вас работёнка, — обратилась я во время голосовой паузы к тренеру команды «Экстрим» из Ставропольского края Роману Сергеевичу Сорокину.
— На соревнованиях всегда волнительно. Вообще ребята ходят ко мне на секцию по борьбе. Спортивный туризм – это наше общее дополнительное увлечение. Немного сложнее у нас с безопасностью жизнедеятельности. Но когда мы увидели, что будут такие соревнования, да ещё и в Иркутской области, сразу подали заявку и победили на городских, районных соревнованиях. Побывать на Байкале – это мечта!
— Как вашей команде «Маршрут выживания»?
— Устали. Но нам очень понравилось! Мы из посёлка Подкумок Ставропольского края, это туристическое место, там много гор и мы с детьми часто ходим в походы, отрабатываем навыки спортивного туризма.
— А с водой как?
— Это самый сложный этап для нас. С большими водоёмами в нашем поселке сложно. Мы ездили тренироваться за 200 км. Но надеюсь, что дети смогут пройти и этот этап.

Пока мы беседовали с тренером, ребята приступили к оказанию первой помощи: манекену, к которому был подключен специальный аппарат с лампочками, нужно было сделать искусственное дыхание. Лампочка горит красным — пострадавший без дыхания, загорается зелёным — жизнь спасена!

— Давай я выдыхаю, а ты сразу потом 30 раз надавливаешь, — распределяются ребята.

Первая попытка… Вторая попытка… Третья…

— Ура! Дышит! — радуется вся команда. — На всю жизнь запомним, как делать искусственное дыхание!

— Спасли? — спрашиваю судью.
— Неправильно держали руки на груди во время компрессий. Пару раз сломали пострадавшему мечевидный отросток. Но в общем-то спасли.

И это главное. Суть и смысл занятий по безопасности жизнедеятельности — спасение человеческой жизни. Везде, куда бы эта жизнь не забрела, — в горах, на льдинах, в воде, в лесу, в пропасти. Конечно, ребята приехали на всероссийские соревнования «Школа безопасности», чтобы побеждать. Но кого бы я не спросила о будущей профессии, абсолютно всегда звучало — спасатель. Таких разных детей и взрослых объединяли одинаковые чувства: стремление помогать человеку, гордость за профессию спасателя, любовь к такому трудному жизненному пути. «Спасатель — это не тот, кто работает в МЧС. Это характер, состояние души. Это болезнь, которая не лечится» — сказал мне один из участников. «Как прекрасно, что существуют такие болезни — подумала я. — Значит, человечество в безопасности». 

Фото автора